Arms
 
развернуть
 
630132, г. Новосибирск, ул. Железнодорожная, д. 4/1
Тел.: (383) 223-52-35
usd.nsk@sudrf.ru
схема проезда
630132, г. Новосибирск, ул. Железнодорожная, д. 4/1Тел.: (383) 223-52-35usd.nsk@sudrf.ru
ПРЕСС-СЛУЖБА
Новость от 11.02.2009
Упразднение некоторых районных судов Новосибирской областиверсия для печати
    9 февраля 2009 года Президент России Д. Медведев подписал Федеральный закон Российской Федерации № 5-ФЗ «Об упразднении некоторых районных судов Новосибирской области».
    В соответствии с указаниями Верховного Суда РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ о совершенствовании судебной системы в России в рамках реализации судебно-правовой реформы в РФ и требований процессуального законодательства управлением Судебного департамента в Новосибирской области (наряду с другими управлениями субъектов РФ) и Новосибирским областным судом, начиная с 2004 г., проводилась работа  по реорганизации 2-составных и 3-составных (далее-МАЛОСОСТАВНЫХ) районных судов.
    В течение последних лет примерно в 30 субъектах РФ уже приняты федеральные законы об упразднении малосоставных районных судов. Эта работа продолжается сегодня и в других регионах.
    Поэтому предстоящая реорганизация районных судов Новосибирской области никаким образом не связана с мировым экономическим кризисом и не ухудшит доступность к правосудию.
    В результате проделанной работы был подготовлен проект федерального закона «Об упразднении некоторых районных судов Новосибирской области», который Новосибирским областным судом в порядке законодательной инициативы 03.03.2008 г. был направлен в Новосибирский областной Совет депутатов.
    20.03.2008 г. Новосибирским областным Советом депутатов было принято постановление № 56 «О законодательной инициативе Новосибирского областного Совета депутатов по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «Об упразднении некоторых районных судов Новосибирской области». 
    В апреле 2008 г. документ был направлен Государственную Думу РФ, Верховный Суд РФ и Правительство России.
23.01.2009 г. данный законопроект был принят Государственной Думой РФ, а 28.01.2009 г. – одобрен Советом Федерации РФ, после чего был подписан Президентом России.
    Федеральный закон РФ «Об упразднении некоторых районных судов Новосибирской области» разработан в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и статьей 21 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР».
    Принятие предлагаемого Федерального закона позволяет привести судебную систему Новосибирской области в соответствие с действующим федеральным законодательством.
    С 1 января 2004 г. введен в действие пункт 3 части второй статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому суд первой инстанции рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со ст. 231 УПК РФ, в составе коллегии из трех судей федерального суда общей юрисдикции.
    В настоящее время на территории Новосибирской области действуют 12 малосоставных районных судов: Баганский, Здвинский, Кочковский, Кыштовский, Северный, Усть-Таркский, Венгеровский, Доволенский, Каргатский, Маслянинский, Убинский, Чистоозерный. Таким образом, недостаточная штатная численность федеральных судей названных судов не позволяла осуществлять реализацию вышеуказанного требования УПК РФ о рассмотрении дел коллегией из трех судей и обеспечивать соблюдение конституционных прав граждан на судебную защиту своих законных интересов. Причем следует отметить, что районным судам подсудны около 20 составов особо тяжких преступлений и около 80 составов тяжких преступлений, предусмотренных УК РФ, по которым обвиняемые могут заявить ходатайства о рассмотрении таких дел в составе коллегии из трех судей.
    Таким образом, назрела продиктованная конституционным и процессуальным законодательством необходимость упразднения малосоставных районных судов путем передачи относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию других близлежащих действующих районных судов и распространения юрисдикции последних на территории административно-территориальных образований, в которых упраздняются соответствующие суды.
    Часть вторая статьи 21 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР» предусматривает возможность создания районных судов в судебных районах, территории которых охватывают имеющие общие (смежные) границы территорий нескольких административно-территориальных районов субъекта РФ.
    Решение изложенной проблемы было возможно путем упразднения Баганского, Здвинского, Каргатского, Кочковского, Кыштовского, Маслянинского, Северного, Убинского, Усть-Таркского и Чистоозерного районных судов Новосибирской области с передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию близлежащих районных судов Новосибирской области: Карасукского, Доволенского, Чулымского, Ордынского, Венгеровского, Черепановского, Куйбышевского, Барабинского, Татарского и Купинского.
    Штатная численность судей и работников аппаратов упраздненных судов будет передана в соответствующие районные суды.
    Такая реорганизация малосоставных судов положительно отразится на объеме работы судов и нагрузке на одного судью, на их выравнивании и более равномерном распределении дел между судьями укрупненного суда. Кроме этого, в этих районах области осуществляют правосудие по 1 мировому судье, и сохраняются границы судебных участков.
    Территориальное размещение судов не изменится. Судьи и работники аппаратов в том же составе останутся в зданиях упраздненных судов в Баганском, Здвинском, Кочковском, Кыштовском, Северном, Усть-Таркском, Каргатском, Маслянинском, Убинском и Чистоозерном районах и будут осуществлять правосудие не только на территории своего административного района, но и, в случае необходимости, рассматривать судебные дела и материалы на территории всего соответствующего судебного района. Они продолжат осуществлять рассмотрение судебных дел и материалов, прием граждан, прием исков, заявлений, жалоб и т.д.
    Таким образом, упразднение судов не повлечет за собой ограничение в деятельности по осуществлению правосудия. Права граждан на судебную защиту не будут нарушены.
    Кроме того, появится реальная возможность рассмотрения уголовных дел в составе коллегии из трех судей, что позволит обеспечить выполнение требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и конституционное право граждан на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
    Реорганизация районных судов не повлечет за собой увеличения финансово-экономического обеспечения новых судов, так как финансирование расходов на содержание помещений судов, их охрану, оплату коммунальных услуг, услуг связи и т. п. сохраняется в прежних объемах.
    Более того, создание судов, юрисдикция которых распространится на несколько районов, будет способствовать самостоятельности и независимости судей, что является одним из приоритетных направлений судебно-правовой реформы в России.
    Фактически реорганизованные районные суды в Новосибирской области начнут осуществлять свою судебную деятельность в соответствии с федеральным законом РФ № 5-ФЗ «Об упразднении некоторых районных судов Новосибирской области» по истечении одного года после дня вступления в силу настоящего закона.
опубликовано 15.03.2010 09:18 (МСК)